Cтатуи острова Пасхи: факты и загадки

Одним из удивительных фактов о каменных статуях Моаи острова Пасхи - является то, что 95 процентов из них прибыли из одного и того же самого карьера, известного как Рано Рараку. Из этих 887 статуй, которые, как известно, существовали на острове, 397 из них все еще находятся на месте в Рано Рараку, и 288 добрались до их заключительного места предназначения - на платформы, которые были построены, чтобы поддержать их. Но одна из самых больших загадок Острова Пасхи - это то, как, же статуи «доехали» от карьера до их платформ, покрыв расстояние больше 25 километров?

Патрисия Варгас, директор Института Исследований Острова Пасхи в университете Чили говорит об этом следующее: "Когда у вас есть массовое производство этих относящихся к периоду мегалита произведений на острове, которые абсолютно бесполезны, это захватывает ваше воображение, и вы спрашиваете себя, как все это происходило?"

По словам ученого, в каждом месте, куда огромные относящиеся к периоду мегалита части статуй или камней транспортировались, напрашивается только одно объяснение: использование веревок и большого количества людей. Но это совсем не соответствовало картине Острова Пасхи того времени. В конце концов, на острове только холмистая местность и фактически нет никаких деревьев.

«До начала 1970-ых никто не говорил об острове с различной окружающей средой, пока исследования не были сделаны и пока раскопки не были выполнены подробно", - говорит Варгас. Конечно же, те исследования нашли много доказательства, что был различный пейзаж, когда создавались статуи - примерно между 1200 и 1600 годами до нашей эры. "Есть уверенность, что на острове было большое разнообразие деревьев, включая огромные пальмы, которые могли достигать одного метра в диаметре", - добавляет она. "Так, если предположить, что на острове существовала различная растительность, и было много деревьев и различных видов кустов и растений, из которых можно было сделать шнуры и веревки, тогда единственная вещь, которую вы должны выяснить, состоит в том, как они использовали эти материалы, чтобы транспортировать статуи».

Перемещение статуй Моаи острова Пасхи

То, как люди Рапа Нуи транспортировали статуи Моаи через остров, ускользнуло от внимания исследователей и археологов. Это не говорит, что не было предпринято совместных усилий, чтобы придумать вероятное объяснение. У Рапа Нуи есть легенда, говорящая о том, что, что Моаи "шли от карьера". Действительно, рисунок члена команды на борту корабля голландских путешественников в 1728 году на Острове Пасхи ясно изображает, как Моаи перемещались людьми, использующими веревки. Но действительно ли это - реальное объяснение?

«Все зависит от размера и веса статуи, о которой вы ведете речь», - говорит Варгас. "Так как у нас есть статуи, которые имеют размеры от одного метра до 10 метров высотой, мы должны искать различные методы того, как их транспортировать. Некоторые очень высокие и очень хрупкие. Другие очень тяжелые и их очень легко транспортировать без проблем."

«Возможно, что некоторые из них, были транспортированы, в стоячем положении, но маловероятно, что это был основной способ”, - считает Варгас. " Если у вас есть достаточно веревок и людей, чтобы сделать это и много времени, то вы могли перетащить огромный вес».

Джо Энн Ван Тилберг - археолог от UCLA, которая посвятила свою жизнь изучения тайн Рапа Нуи, недавно осмелилась проверить ее собственную гипотезу относительно того, как Статуи Моа на острове Пасха были перемещены. "Моя личная теория состоит в том, что они транспортировали их, используя ту же самую технологию, что и более многочисленное полинезийское племя имело обыкновение строить, перемещать, под парусом, и управлять большими каноэ ", - говорит она. "Согласно этой теории, используя инструменты, технологию и техническую экспертизу древних моряков, они смогли переместить и установить статуи".

Ее теория предполагает, что статуя размещалась горизонтально сверху двух больших столбов, которые были привязаны к ней. Тогда, помещая меньшие столбы внизу перпендикулярно к большим двум столбам, статую можно было катить, используя веревки и грубую силу. Чтобы поддержать свою теорию, она указывает на то, что средние статуи на Острове Пасхи меньше и не столь тяжелые как некоторые из больших корпусов западных полинезийских каноэ. "И мы знаем, что перемещали их через очень грубый ландшафт с очень большой высоты прежде, чем они спускали их на воду".

Таким образом, в апреле 1999 Ван Тилберг с другими своими коллегами провела эксперимент, и он завершился удачно. "Мой эксперимент показал, что потребовалось приблизительно 40 человек, чтобы переместить среднюю статую и 20 человек, чтобы установить ее. И это, возможно, было сделано меньше чем за 10 дней", - говорит она гордо. Но, в то же время, хоть это теоретически и сработало, нет никакого определенного способа узнать, является ли ее теория «правильной» и что же было на самом деле.

Варгас видела или слышала много обо всех теориях, какие только были, - от внеземных посещений до более вероятных модификаций метода Ван Тилберга. Ученый, однако, не совсем готова, дать один единственный ответ. "Я думаю, что это зависит от того, куда статуя шла, условий ландшафта и также насколько большой или хрупкой статуя была",- говорит она. « По моему мнению, они, вероятно, использовали больше чем один метод".

Относительно метода (или методов), Варгас действительно уверена в одном - наличие современной техники не обязательно делает вещи легче, когда дело доходит до перемещения и установки Моаи. Она и ее коллеги из университета Чили проводили эксперимент в 1992 году, чтобы повторно установить 15 статуй на юго-востоке острова. Эти относящиеся к периоду мегалита статуи, некоторые весом больше 70 тонн, были сброшены и широко раскиданы разрушительным цунами 1960 года. "У нас был действительно современный, компьютеризированный подъемный кран – самый лучший в мире, и мы испытывали много затруднений",- признается она. "Фактически, нам потребовались четыре года работы с группой 40 человек, чтобы перевезти их"

Но исследователи не сомневаются, что жители Рапа Нуи чрезвычайно усовершенствовали искусство перемещения и установки Моаи и использования способов, которые можно было бы теперь считать примитивными. Некоторые предполагают, что, поскольку жители Острова Пасхи были озабочены созданием все больших и больших статуй, то после их появления на острове, это, возможно, и стало одним из факторов разрушения их культуры.


Опрос

Вы верите в судьбу?

Посетителей на сайте онлайн

Сейчас 122 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте